от нормативного регулирования до цифровой экологии и кибербезопасности
Институт управления и цифровых технологий — ведущий научно-образовательный центр, формирующий технологическую основу устойчивого, безопасного и цифрового развития транспортной системы России
На протяжении многих лет ИУЦТ РУТ (МИИТ) осуществляет системную работу по разработке, актуализации и внедрению нормативно-технологической, организационной и цифровой базы железнодорожного транспорта, включая ключевые решения для грузовых и пассажирских перевозок, управления инфраструктурой, кибербезопасности и экологической устойчивости.
Ниже представлены ключевые направления технологических компетенций, подтверждённые многолетним опытом выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и методологических работ для ведущих организаций транспортной отрасли России и Мира.
Эти компетенции отражают нашу способность решать комплексные задачи на стыке транспортной инженерии, цифровых технологий, управления и стратегического планирования — как на национальном, так и на международном уровне.
Компетенция 1
Нормативно-технологическое регулирование железнодорожной отрасли
Разработка, актуализация и цифровая трансформация ключевых нормативных и технологических документов:
Правила технической эксплуатации железных дорог РФ (ПТЭ)
концепция, комментарии, сопровождение утверждения, визуализация и оцифровка
1
Регламенты технической оснащённости
вокзальных комплексов и транспортно-пересадочных узлов
2
Инструктивные указания
по организации вагонопотоков
3
Типовые технологические процессы
коммерческого осмотра вагонов и работы станций
4
Переработка инструкций
по определению станционных и межпоездных интервалов с учётом современных систем интервального регулирования
5
Разработка свода правил
«Высокоскоростные железнодорожные линии. Правила проектирования и строительства»
6
Компетенция 2
Полигонные технологии и сетевая организация перевозочного процесса
Создание и внедрение принципов управления перевозками на основе территориально-технологических полигонов
Переработка Единого сетевого технологического процесса с учётом полигонных технологий
Разработка типовых технологических процессов работы полигона
Моделирование структуры управления железными дорогами с учётом полигонных принципов
Концепция перспективного диспетчерского управления на основе сквозных технологий и цифровых потоков данных
Компетенция 3
Оптимизация взаимодействия транспортных узлов и отраслевых сегментов
Интеграция железнодорожного транспорта с логистическими цепочками:
Разработка технологий взаимодействия морских портов и угольных разрезов с общей сетью ОАО «РЖД»
Технико-технологические модели управления перевозками в направлениях портов Северо-Запада, Азово-Черноморского бассейна, Дальнего Востока и БАМ/Транссиба
Методика определения норм наличия груза по номенклатурам и назначениям (в т.ч. на припортовые станции) в увязке с сменно-суточными планами поездной и грузовой работы
Компетенция 4
Управление грузовыми потоками и оперативное планирование
Повышение эффективности и прогнозируемости грузовых перевозок
Методики и технологии
Методика формирования корректирующих воздействий при рисках срыва сроков доставки
Разработка технологии прямой перегрузки контейнеров без расформирования поездов
Методика расчёта перерабатывающей способности станций с учётом грузовых фронтов и мест общего/необщего пользования
Ускоренные технологии
«Грузовой экспресс»
«Холодный экспресс»
Контейнерные перевозки до 2030 г.
Вождение соединённых поездов на БАМ/Транссибе
Компетенция 5
Пассажирские перевозки и развитие транспортных узлов
Комплексное моделирование и развитие пассажирской инфраструктуры мегаполисов:
Концепция развития ЦТУ
Концепция развития Центрального транспортного узла и актуализация Генеральной схемы развития железнодорожной инфраструктуры ЦТУ до 2040 г.
1
Научные исследования
по интенсификации движения пригородных электропоездов, включая анализ технико-технологических ограничений
2
Моделирование процессов
Моделирование ключевых технологических процессов в условиях интенсивного пригородно-городского движения
3
Оценка провозной способности
Оценка прироста провозной и пропускной способности линий в часы пик
4
Концепция пригородных перевозок
Разработка концепции пригородных и пригородно-городских перевозок с учётом ввода ВСМ-2 (Москва–Казань)
5
Проектирование
Проектирование типовых технологических процессов для ТПУ и остановочных пунктов
6
Оптимизация графиков движения
и предложения по их корректировке
7
Компетенция 6
Безопасность, риск-менеджмент и ликвидация последствий ЧС
Системный подход к устойчивости и восстановлению инфраструктуры:
Методики оценки рисков в диспетчерском управлении и функциональной безопасности движения
Оценка времени ликвидации последствий аварий, сходов, отказов технических средств
Актуализация схем размещения восстановительных поездов с учётом классификации линий
Разработка рекомендаций по безопасной работе сортировочных горок и роспуску вагонов с опасными грузами
Методики расчёта «барьерных групп» и норм закрепления подвижного состава
Компетенция 7
Цифровая аналитика и поддержка управленческих решений в реальном времени
Формирование цифровой основы для проактивного управления
Сбор данных
Разработка требований к сбору актуальных исходных данных для оперативной оценки состояния перевозочного процесса на участках, полигонах и сети
Обработка и визуализация
Технологии обработки, интерпретации и визуализации данных для поддержки решений оперативного персонала (диспетчеров, руководителей)
Интеграция аналитики
Интеграция аналитики в процессы управления — от станции до ЦДУД
Компетенция 8
Искусственный интеллект и большие данные в железнодорожной эксплуатации
Применение передовых ИИ-решений для повышения эффективности и прозрачности:
LLM и нейросети
Использование LLM и нейросетей для анализа служебных переговоров на железнодорожном транспорте
Извлечение параметров
Автоматическое извлечение ключевых параметров эксплуатационной работы
Выявление отклонений
Выявление отклонений от регламента и оценка реальной нагрузки на линейные подразделения
Прозрачность решений
Повышение прозрачности и объективности управленческих решений
Компетенция 9
Защита критической информационной инфраструктуры (КИИ) на транспорте
Комплексный подход к кибербезопасности, соответствующий требованиям ФЗ-187 и международным практикам
Обучение персонала
программы для руководителей КИИ, операторов ПДн, начинающих специалистов
Практические киберучения
на специализированном полигоне
Протоколы реагирования
Разработка протоколов реагирования и предотвращения инцидентов
Аккредитованные программы
Аккредитованные программы повышения квалификации (ФСТЭК, ФСБ, Softline)
Компетенция 10
Цифровая экология транспортной инфраструктуры
Системный подход к снижению экологической нагрузки и оптимизации инвестиций:
Интегрированная система прогнозирования выбросов от транспортной инфраструктуры до 2050 г.
Локализация зон с максимальной экологической нагрузкой
Количественная оценка эффекта от технических и логистических мер (модернизация подвижного состава, путей, режимов работы)
Оптимизация капитальных и операционных расходов для достижения максимального экологического, социального и регуляторного результата
Компетенция 11
Разработка и внедрение прикладных работ
ИУЦТ выполняет полный цикл работ по автоматизации технологических процессов транспортной логистики, начиная с разработки технологических решений, проектирования и разработки автоматизированных систем и цифровых сервисов, внедрения в постоянную эксплуатацию на объектах заказчика и завершая круглосуточным сопровождением программного обеспечения
(обеспечивает ежегодно с 01 января по 31 декабря в режиме 24х7 поддержку работы программного обеспечения автоматизированных систем, находящихся в постоянной эксплуатации в ОАО «РЖД»)
Разработка цифровых сервисов – развитие программного обеспечения по заказу ОАО «РЖД»:
ЕАСАПР М НП
«Единая автоматизированная система актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок нового поколения»
АСУ ТСК
«Автоматизированная система управления терминально-складским комплексом»
АСКМ НП
«Автоматизированная система оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок нового поколения»
ЕАСАПР СФТО НП
«Автоматизированная система претензионной работы системы фирменного транспортного обслуживания нового поколения»
Вес новой колодки — 6,12 кг, против 7,43 кг у серийной → экономия стали и снижение нагрузок на подвижной состав
Улучшенная геометрия и прилегание
Отсутствует зазор между подошвой и ребром жёсткости (в отличие от серийной колодки)
Обеспечивается более равномерное прижатие к колесу, что улучшает тормозную эффективность и снижает износ
Открыты к сотрудничеству
Мы открыты к совместным научным проектам, обмену опытом, разработке пилотных решений и участию в международных инициативах в области умного, безопасного и экологичного транспорта