ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ИУЦТ
от нормативного регулирования до цифровой экологии и кибербезопасности
Институт управления и цифровых технологий — ведущий научно-образовательный центр, формирующий технологическую основу устойчивого, безопасного и цифрового развития транспортной системы России
На протяжении многих лет ИУЦТ РУТ (МИИТ) осуществляет системную работу по разработке, актуализации и внедрению нормативно-технологической, организационной и цифровой базы железнодорожного транспорта, включая ключевые решения для грузовых и пассажирских перевозок, управления инфраструктурой, кибербезопасности и экологической устойчивости.

Ниже представлены ключевые направления технологических компетенций, подтверждённые многолетним опытом выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и методологических работ для ведущих организаций транспортной отрасли России и Мира.

Эти компетенции отражают нашу способность решать комплексные задачи на стыке транспортной инженерии, цифровых технологий, управления и стратегического планирования — как на национальном, так и на международном уровне.
Компетенция 1
Нормативно-технологическое регулирование железнодорожной отрасли
Разработка, актуализация и цифровая трансформация ключевых нормативных и технологических документов:
  • Правила технической эксплуатации железных дорог РФ (ПТЭ)
    концепция, комментарии, сопровождение утверждения, визуализация и оцифровка
    1
  • Регламенты технической оснащённости
    вокзальных комплексов и транспортно-пересадочных узлов
    2
  • Инструктивные указания
    по организации вагонопотоков
    3
  • Типовые технологические процессы
    коммерческого осмотра вагонов и работы станций
    4
  • Переработка инструкций
    по определению станционных и межпоездных интервалов с учётом современных систем интервального регулирования
    5
  • Разработка свода правил
    «Высокоскоростные железнодорожные линии. Правила проектирования и строительства»
    6
Компетенция 2
Полигонные технологии и сетевая организация перевозочного процесса
Создание и внедрение принципов управления перевозками на основе территориально-технологических полигонов
  • Переработка Единого сетевого технологического процесса с учётом полигонных технологий
  • Разработка типовых технологических процессов работы полигона
  • Моделирование структуры управления железными дорогами с учётом полигонных принципов
  • Концепция перспективного диспетчерского управления на основе сквозных технологий и цифровых потоков данных
Компетенция 3
Оптимизация взаимодействия транспортных узлов и отраслевых сегментов
Интеграция железнодорожного транспорта с логистическими цепочками:

  1. Разработка технологий взаимодействия морских портов и угольных разрезов с общей сетью ОАО «РЖД»
  2. Технико-технологические модели управления перевозками в направлениях портов Северо-Запада, Азово-Черноморского бассейна, Дальнего Востока и БАМ/Транссиба
  3. Методика определения норм наличия груза по номенклатурам и назначениям (в т.ч. на припортовые станции) в увязке с сменно-суточными планами поездной и грузовой работы

Компетенция 4
Управление грузовыми потоками и оперативное планирование
Повышение эффективности и прогнозируемости грузовых перевозок
  • Методики и технологии
    • Методика формирования корректирующих воздействий при рисках срыва сроков доставки
    • Разработка технологии прямой перегрузки контейнеров без расформирования поездов
    • Методика расчёта перерабатывающей способности станций с учётом грузовых фронтов и мест общего/необщего пользования
  • Ускоренные технологии
    • «Грузовой экспресс»
    • «Холодный экспресс»
    • Контейнерные перевозки до 2030 г.
    • Вождение соединённых поездов на БАМ/Транссибе
Компетенция 5
Пассажирские перевозки и развитие транспортных узлов
Комплексное моделирование и развитие пассажирской инфраструктуры мегаполисов:
  • Концепция развития ЦТУ
    Концепция развития Центрального транспортного узла и актуализация Генеральной схемы развития железнодорожной инфраструктуры ЦТУ до 2040 г.
    1
  • Научные исследования
    по интенсификации движения пригородных электропоездов, включая анализ технико-технологических ограничений
    2
  • Моделирование процессов
    Моделирование ключевых технологических процессов в условиях интенсивного пригородно-городского движения
    3
  • Оценка провозной способности
    Оценка прироста провозной и пропускной способности линий в часы пик
    4
  • Концепция пригородных перевозок
    Разработка концепции пригородных и пригородно-городских перевозок с учётом ввода ВСМ-2 (Москва–Казань)
    5
  • Проектирование
    Проектирование типовых технологических процессов для ТПУ и остановочных пунктов
    6
  • Оптимизация графиков движения
    и предложения по их корректировке
    7
Компетенция 6
Безопасность, риск-менеджмент и ликвидация последствий ЧС
Системный подход к устойчивости и восстановлению инфраструктуры:
  • Методики оценки рисков в диспетчерском управлении и функциональной безопасности движения
  • Оценка времени ликвидации последствий аварий, сходов, отказов технических средств
  • Актуализация схем размещения восстановительных поездов с учётом классификации линий
  • Разработка рекомендаций по безопасной работе сортировочных горок и роспуску вагонов с опасными грузами
  • Методики расчёта «барьерных групп» и норм закрепления подвижного состава
Компетенция 7
Цифровая аналитика и поддержка управленческих решений в реальном времени

Формирование цифровой основы для проактивного управления

  • Сбор данных

    Разработка требований к сбору актуальных исходных данных для оперативной оценки состояния перевозочного процесса на участках, полигонах и сети
  • Обработка и визуализация

    Технологии обработки, интерпретации и визуализации данных для поддержки решений оперативного персонала (диспетчеров, руководителей)
  • Интеграция аналитики

    Интеграция аналитики в процессы управления — от станции до ЦДУД
Компетенция 8
Искусственный интеллект и большие данные в железнодорожной эксплуатации
Применение передовых ИИ-решений для повышения эффективности и прозрачности:
  • LLM и нейросети
    Использование LLM и нейросетей для анализа служебных переговоров на железнодорожном транспорте
  • Извлечение параметров
    Автоматическое извлечение ключевых параметров эксплуатационной работы
  • Выявление отклонений
    Выявление отклонений от регламента и оценка реальной нагрузки на линейные подразделения
  • Прозрачность решений
    Повышение прозрачности и объективности управленческих решений
Компетенция 9
Защита критической информационной инфраструктуры (КИИ) на транспорте
Комплексный подход к кибербезопасности, соответствующий требованиям ФЗ-187 и международным практикам
  • Обучение персонала
    программы для руководителей КИИ, операторов ПДн, начинающих специалистов
  • Практические киберучения
    на специализированном полигоне
  • Протоколы реагирования
    Разработка протоколов реагирования и предотвращения инцидентов
  • Аккредитованные программы
    Аккредитованные программы повышения квалификации (ФСТЭК, ФСБ, Softline)
Компетенция 10
Цифровая экология транспортной инфраструктуры
Системный подход к снижению экологической нагрузки и оптимизации инвестиций:
  • Интегрированная система прогнозирования выбросов от транспортной инфраструктуры до 2050 г.
  • Локализация зон с максимальной экологической нагрузкой
  • Количественная оценка эффекта от технических и логистических мер (модернизация подвижного состава, путей, режимов работы)
  • Оптимизация капитальных и операционных расходов для достижения максимального экологического, социального и регуляторного результата
Компетенция 11
Разработка и внедрение прикладных работ
ИУЦТ выполняет полный цикл работ по автоматизации технологических процессов транспортной логистики, начиная с разработки технологических решений, проектирования и разработки автоматизированных систем и цифровых сервисов, внедрения в постоянную эксплуатацию на объектах заказчика и завершая круглосуточным сопровождением программного обеспечения
(обеспечивает ежегодно с 01 января по 31 декабря в режиме 24х7 поддержку работы программного обеспечения автоматизированных систем, находящихся в постоянной эксплуатации в ОАО «РЖД»)
Разработка цифровых сервисов – развитие программного обеспечения по заказу ОАО «РЖД»:
  • ЕАСАПР М НП
    «Единая автоматизированная система актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок нового поколения»
  • АСУ ТСК
    «Автоматизированная система управления терминально-складским комплексом»
  • АСКМ НП
    «Автоматизированная система оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок нового поколения»
  • ЕАСАПР СФТО НП
    «Автоматизированная система претензионной работы системы фирменного транспортного обслуживания нового поколения»
Разработаны штампо-сварные горочные тормозные башмаки повышенной износостойкости
Изделие выполнено из низкоуглеродистой стали марки Ст3 с корректированным химическим составом и подвергнутая интенсивной закалке без отпуска
Основные преимущества новой конструкции:
  • Увеличенный срок службы
    • за счёт применения интенсивного закалочного охлаждения достигнуто почти двукратное повышение износостойкости по сравнению со штатной колодкой
  • Улучшенные механические свойства
    • Предел прочности: 781 МПа (вместо ~464 МПа у обычной Ст3),
    • Предел текучести: 678 МПа (вместо ~336 МПа),
    • Сохранение достаточной пластичности (относительное удлинение — 3,1 %), что исключает хрупкое разрушение
  • Снижение массы
    • Вес новой колодки — 6,12 кг, против 7,43 кг у серийной → экономия стали и снижение нагрузок на подвижной состав
  • Улучшенная геометрия и прилегание
    • Отсутствует зазор между подошвой и ребром жёсткости (в отличие от серийной колодки)
    • Обеспечивается более равномерное прижатие к колесу, что улучшает тормозную эффективность и снижает износ
Открыты
к сотрудничеству
Мы открыты к совместным научным проектам, обмену опытом, разработке пилотных решений и участию в международных инициативах в области умного, безопасного и экологичного транспорта