Новости и события

Подготовка кадров будущего: трансформация транспортно-логистического рынка

16 ноября на кафедре «Логистические транспортные системы и технологии» состоялось заседание Секции 3 «Подготовка кадров будущего: трансформация транспортно-логистического рынка»в рамках II Международной научно-практической конференции «Академик Владимир Николаевич Образцов - Основоположник транспортной науки».
В рамках секции представители бизнес-сообщества, российские и зарубежные учёные, научно-педагогические работники высших учебных заведений, сотрудники научно-исследовательских организаций, аспиранты и студенты высших учебных заведений встретились для обсуждения актуальных вопросов взаимодействия и поиска совместных направлений трансформации высшего образования.
В очном и дистанционном формате в дискуссии приняли участие ведущие компании транспортно-логистического рынка, такие как: АО «РЖД-Логистика», АО «РЖД Бизнес Актив», ПАО «ТрансКонтейнер», АО «РИМА», ООО ЛОГОПЕР, ООО АМТЭК, ООО «ТЭК Оператор», AсстрА Рус, ООО «СинтезРейл», АО «Руссо Транс», ООО «Центрум Рус», АО «РТ-ЛОГИСТИКА», ООО «РНГ Снабжение», Ассоциация «Аэропорт ГА» стран-членов СНГ, ООО «Студия перевозок», ООО «РНГ-Логистика», ООО «Транспортные Технологии», ООО НаноРельеф, АО «ВНИИЖТ», АО «Институт экономики и развития транспорта», НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РОАТ РУТ (МИИТ), ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», Красноярский государственный аграрный университет и другие.
Среди ключевых тем, определивших направления обсуждения проблем, следует отметить инновационное развитие транспортной системы Российской Федерации, мировой кризис цепочек поставок, мультимодальность перевозок в условиях высокой неопределенности логистического рынка, системы проактивного управления интегрированными транспортно-логистическими системами, новые модели и требования к кадровому потенциалу в условиях технологической трансформации.
Представители бизнес-сообщества отметили состояние рынка труда в сфере транспорта и логистики в условиях глобального кризиса, проблемы поиска и адаптации новых сотрудников в условиях быстрых изменений, поделились навыками, которые помогут всегда оставаться востребованными специалистами, и программами корпоративного обучения студентов выпускного курса и соискателей вакансий. Представители научного сообщества осветили современные тенденции в подготовке кадров, обсудили аспекты развития системы образования по логистике, предложили меры повышения качества обучения логистов с использованием деловых игр, бизнес-симуляторов и использования новых подходов в обучении.
Участники активно ссылались на идеи выступления своих коллег и делились мыслями в поддержку прозвучавших тезисов.

По итогам обсуждения и дискуссии участники отметили новые тенденции развития транспортной сферы по проблемам трансформации обучения кадров в условиях высокой динамики и неопределенности рынков и санкционного давления на российский бизнес.
Главный вопрос, единой нитью звучавший во время выступлений: Специалист будущего транспортно-логистической области – каким он будет?

Резюмируя итоги обсуждения, можно отметить:
  • Непрерывное образование (Lifelong learning). Процесс образования не заканчивается после окончания университета. Важно самостоятельно определить, в каких сферах развиваться и какие навыки прокачивать.
  • Управление изменениями. Управлять изменениями нельзя, их слишком много, и мы обречены в них функционировать.
  • Цифровая грамотность. Скорость развития технологий растет. Выше результат будет у тех, кто научится эффективно использовать новые цифровые инструменты.
  • Эмоциональный интеллект (self skills). Информационные технологии и искусственный интеллект могут заменить человека только в части задач, поддающихся логике и алгоритмам. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, который включает эффективную коммуникацию, работу в команде и творческие способности.
  • Бизнес-навыки. Проектная работа, управление бизнес-процессами и управленческие компетенции являются важными навыками для будущих специалистов транспортно-логистической отрасли. Необходимо использовать возможности отрабатывать бизнес-кейсы в рамках учебы и моделирования различных ситуаций, проходить стажировки в компаниях, отрабатывая полученные знания на практике.
По итогам работы круглого стола зафиксированы следующие результаты:
  1. Приоритетными стратегиями становятся направления по развитию комплексного подхода к объектам транспортно-логистического рынка с учетом санкционных ограничений и освобождающихся ниш на рынке, перестройки экспортно-импортных операций и логистических цепей, функционирующих в международных коридорах.
  2. С учетом рекомендаций Евразийской экономической комиссии и Международным Координационным советом по трансъевразийским перевозкам целесообразны дальнейшие усилия бизнеса и университетов по интеграции и интеропербельности инфраструктуры и транспортно-логистических систем, а также трансграничной связности и бесшовности логистических цепей.
  3. В организационно-правовой сфере необходимо сосредоточить усилия на гармонизации и унификации применяемых стандартов и цифровых решений, развитии электронного взаимодействия в сфере перевозок, таможенного оформления, экспедирования, работы с клиентами по принципу «одного окна».
  4. Трансформация компетенций кадров должна быть направлена на эффективное функционирование не только отдельных процессов, но и систем товародвижения в целом, обеспечивая их организационную устойчивость и проактивность.
  5. Использование существующих инструментов бизнеса и обучения кадров, должно быть направлено на модернизацию устойчивой операционной системы, трансформацию работы бизнеса в новых реалиях, где неопределеннность и риски стали современной «нормой», подбор инновационных инструментов обучения, включая дополненную реальность, предиктивную аналитику, искусственный интеллект и т.п., обеспечивая подготовку специалистов.
  6. Необходимо выработать единые требования к уровню и стандартам подготовки специалистов в области транспорта и логистики, а также предусмотреть возможность формирования многоступенчатой структуры подготовки и переподготовки данных специалистов с учетом укрепления профессорско-преподавательского состава, развития спектра и содержания дистанционных программ обучения, технической базы и информационной поддержки образовательного процесса. Выполнение этих требований возможно при участии заказчиков в разработке образовательных стандартов, учебных планов и программ, а также в преподавательской деятельности.
  7. При подготовке кадров будущего в условиях трансформации транспортно-логистического рынка необходимо осуществлять прохождение стажировок и практики, в том числе и в различных компаниях, для получения знаний на основе современной практики бизнеса, организовывать методическое обеспечение для реализации гибких проектно-ориентированных образовательных программ, позволяющих освоить набор необходимых знаний и компетенций для работы в условиях технологической трансформации, осуществлять дальнейшую связь науки и образования с бизнесом.
  8. Необходимо устанавливать эффективное взаимодействие ВУЗов с будущими работодателями: заключать договора о сотрудничестве, договора на прохождение практики студентов, открывать авторские классы, открывать филиалы кафедр на крупных производственных предприятиях, в транспортных и логистических компаниях, внедрять в механизмы образовательного процесса элементы получения практических знаний.
  9. При взаимодействии вузов с бизнесом возможно также использование взаимовыгодного партнерства для решения общеотраслевых и важных для всей страны задач.
Сотруднику