Федор

Петрович

Кочнев

6 марта 1906, Сабур-Мачкассы
— 25 апреля 1997, Москва
Образование
В 1920 г. Федор Петрович переехал в г. Сочи, где учился в школе и одновременно работал учеником сапожника, а с 1923 г. - мастером.
В 1928 г. в порядке выдвижения был назначен уполномоченным кассы взаимопомощи кустарей Сочинского района, а с сентября 1929 г. – работал председателем правления «Сочпромсоюза».

Ф.П. Кочнев учился на подготовительных курсах при Ленинградском институте железнодорожного транспорта, а в сентябре 1930 г. стал студентом факультета «Эксплуатация железных дорог», который окончил с отличием в июле 1935 г.

После окончания института был назначен на Дальневосточную железную дорогу, где последовательно работал инженером 1-го отделения дороги, ревизором движения и год – начальником станции «Бикин».

В сентябре 1937 г., по просьбе ЛИИЖТа, Народный комиссариат путей сообщения откомандировал его в аспирантуру. Параллельно Ф.П. Кочнева назначили ассистентом кафедры «Организация движения». В июне 1940 г. в Ученом Совете ЛИИЖТа Ф.П. Кочнев успешно защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата технических наук, а в октябре того же года ВАК СССР утвердил его в ученом звании доцента. Одновременно Ф.П. Кочнева назначили заместителем декана Эксплуатационного факультета.

Во время войны


В июле 1941 г. он работал начальником прифронтовой станции «Шушары» и инженером 7-го отделения Октябрьской железной дороги.

Через год Ф.П. Кочнев стал доцентом и деканом Эксплуатационного факультета. В этот период он провел значительную работу по эвакуации и организации факультета ЛИИЖТа в МИИТе.

Работа в МИИТе

В 1943 г. Ф.П. Кочнев начал работать по совместительству доцентом МИИТа, а в 1944 г., когда ЛИИЖТ возвратился в Ленинград, Федор Петрович продолжал работать в МИИТе.

В 1943 г. он поступил в докторантуру АН СССР без отрыва от пе­дагогической деятельности, а затем – с отрывом от работы. В 1947 г. Ф.П. Кочнев успешно защитил докторскую диссертацию, ему присвоили ученую степень доктора технических наук, а в 1948 г. он получил ученое звание профессора.

В диссертации Федора Петровича были впервые сформулированы научные принципы организации пассажирских перевозок, которые стали основой теории и практики работы железных дорог в этом направлении. Исследования профессора Ф.П. Кочнева в значительной степени внедрены в производство и способствуют новым изысканиям в области эксплуатации железных дорог.

В 1948 - 1951 гг. Федор Петрович работал первым заместителем начальника ГУУЗа МПС СССР и по совместительству профессором МИИТа, в 1951 - 1953 гг. - профессором МИИТа. В июне 1953 г. его избрали заведующим кафедрой «Эксплуатация железных дорог» МИИТа.

Важнейшим рубежом в жизни Ф.П. Кочнева стало его назначение ректором МИИТа в 1955 г. По инициативе профессора Ф.П. Кочнева к 1958 г. МИИТ был объединен с Электромеханическим и Транспортно-экономическим институтами. Новый объединенный институт стал одним из крупнейших ВУЗов страны. Ректор проводил большую и сложную работу по открытию новых кафедр, специальностей, факультетов. Несомненно, большой заслугой ректора явилось приобретение и внедрение ЭВМ в научный и учебный процесс. Первая такая машина «Сетунь» была установлена в 1961 г. на кафедре «Строительная механика». В дальнейшем при поддержке ректора многие кафедры стали использовать ЭВМ различны х типов.

В 1958 г. при активном участии ректората был создан факультет «Автоматика и вычислительная техника». В 1961 г. открыли лабораторию вычислительных машин, а затем и мощный вычислительный центр.

Под руководством профессора Ф.П. Кочнева слава МИИТа возрастала. Он вошел в пятерку крупнейших вузов столицы. За значительные успехи в учебной, научной и общественной деятельности МИИТ получил самые высокие награды страны, трижды заносился на Всесоюзную доску почета на ВДНХ.
Награды и почётные звания
Ф. П. Кочнев — крупнейший учёный в области организации движения поездов, имеющий международную известность. Фёдор Петрович был почетным профессором МИИТа, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР.
    Ордена
    • Орден Ленина
    • Орден Октябрьской Революции
    • Орден Трудового Красного Знамени — 4-кратно
    • Орден Знак Почёта — 3-кратно
    • Орден Красной Звезды
    • Орден Дружбы народов

    Медали
    • Медаль «За трудовую доблесть»
    • Медаль «За оборону Ленинграда»
    • Медаль «За оборону Москвы»
    • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    • Медаль Жукова
    • Медаль «За освоение целинных земель»
    • Медаль «Ветеран труда»
    Знаки
    • «Почётный железнодорожник»
    • «Отличный железнодорожник»
    • «Отличник высшей школы»
    • «Отличный движенец»
    • «Почётный знак МИИТ» (удостоверение № 1)
    Иностранные медали и знаки отличия
    • Золотая медаль «За заслуги перед транспортом ПНР» (ПНР)
    • Золотой знак «Передовой железнодорожник» (ПНР)
    • Знак «Почётный железнодорожник» (ГДР)
    • Знак «Почётный железнодорожник» (БНР)
    • Памятная медаль к 50-летию Монгольской Народной Республики
    • Почётная грамота Народного Хурала МНР
    • Юбилейная медаль Народной Республики Болгария
    Почётные звания
    • Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
    • Почётный профессор Высшей железнодорожной школы, г. Жилина (ЧССР)
    • Почётный профессор Будапештского технического Университета (ВНР)
    • Почётный профессор Дрезденской высшей транспортной школы им. Фридриха Листа, (ГДР)
    Ф. П. Кочнев имеет более 120 печатных работ. Среди них:

    • Организация движения поездов на ж.д. транспорте (перевод на китайский).
    • Организация пассажирских перевозок на ж.д. транспорте (перевод на чешский, китайский немецкий, румынский)
    • Организация пригородных пассажирских перевозок на ж.д. СССР (перевод на китайский)
    • Вопросы организации движения поездов (перевод на венгерский)
    • Повышение скоростей движения пассажирских поездов
    • Оптимальные параметры пригородных пассажирских перевозок
    Выдающиеся работы
    Фундаментальный труд «Пассажирские перевозки на железных дорогах» (1948 г.) выдержал 4 издания и сыграл значительную роль в научной организации пассажирских перевозок
    Его книга «Организация пригородных пассажирских перевозок на железных дорогах СССР» (1947 г.) и брошюра «Маятниковое движение пригородных поездов» (1948 г.) легли в основу принципиально новой системы построения зонных и зонных маятниковых графиков движения пригородных поездов, позволявших значительно увеличить участковые скорости таких поездов и снизить потребность в подвижном составе.

    В те годы и позднее применение данной системы построения графиков на Московском, Новосибирском, Свердловском, Киевском, Ростовском, Харьковском и других узлах позволили снизить потребность в подвижном составе от 15 до 30 %, что привело к уменьшению себестоимости перевозок.

    Важное значение имело решение проблемы рациональной организации пассажиропотоков, предложенное Ф.П. Кочневым. Созданные им методики и система расчетов плана формирования перевозок вводилась в теорию и практику организации пассажирских перевозок впервые.

    Работы профессора Ф.П. Кочнева основывались на передовом отечественном и зарубежном опыте организации пассажирских перевозок и позволяли улучшить организацию пассажирского движения на железных дорогах.

    Автоматизация управления перевозочным процессом являлась составной частью его трудов. При этом расчеты по плану формирования, составлению графиков движения поездов, по проблеме веса и скорости пассажирских поездов и др. давали возможность оптимизировать такие процессы на ЭВМ в общей системе управления транспортом. А созданная Ф.П. Кочневым система технико-экономических расчетов помогала практическим работникам находить эффективные решения по организации пассажирского движения.

    Используя книги Ф.П. Кочнева «Основы ра­циональной организации и резервы пассажирского движения» (1955 г.) и «Пассажирские перевозки на железных дорогах»МПС и практические работники железных дорог при составлении летнего графика движения пассажирских поездов высвободили из оборота более 50 пассажирских составов и локомотивов в 1956 г.

    Сам Федор Петрович, уже в почтенном возрасте, катался в выходные дни на лыжах в Филевском парке, показывая завидную резвость. В повседневной жизни он был простым в обхождении, вел себя без заносчивости, но с большим тактом и достоинством.
    Как-то в гостях у профессора Ф.И. Шаульского он с удовольствием играл на гитаре, сам пел. Федор Петрович особенно любил песни на стихи С. Есенина, народные песни. В его квартире, в доме на Киевской улице, у Федора Петровича висел девиз «Не теряй минуты зря» и этому девизу он следовал всю свою продолжительную и яркую жизнь. Он стал увлеченным антикваром, и в день получки, по дороге домой, нередко заезжал в антикварные магазины, приобретая интересные экспонаты для своей коллекции.
    «Не теряй минуты зря»
    Нет, наверное, железной дороги в нашей стране или железнодорожного вуза, где бы ни работали ученики Федора Петровича. Многие из них стали известными в нашей стране, добились признания и высоких научных степеней. Ф.П. Кочнев был всегда внимателен к ученикам, неравнодушен к их судьбам, помогал и в работе, и в личной жизни. Он высоко ценил и уважал своих учителей. Так, в кабинете Федора Петровича стоял портрет его научного руководителя – профессора В.А. Соковича. Мало кто знает, что этот ученый умер рано, а Федор Петрович в течение 20 лет опекал его вдову, выполняя завещание учителя.